Президент В. В. Путин объявил 2020 год,
Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Год памяти
и славы поможет заполнить пробелы
в знании истории страны и вовлечь молодое поколение в реализацию
пaтриотических проектов.
Одна из памятных дат января - День
полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его
немецко-фашистскими войсками (27 января 1944 г.)
Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) -
единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог
выдержать 872 дня блокады.
О блокаде написано немало. Но самые
тяжёлые книги – те, которые написаны от
лица детей. Если взрослые ещё хоть как-то могут дать объяснение происходящему, оправдывать огромные человеческие потери тем,
что идет кровопролитная война, то в
детское мировоззрение все это никак не укладывается...
Журналист Виктор Дубровин пережил
блокаду в 13 лет. В повести он рассказывает о себе. Война застаёт героя повести
Вовку и его семью на даче. Он возвращается в Ленинград в приподнятом
настроении: вокруг столько интересного! Солдаты маршируют, техника едет на
фронт, а друг Женька, сын лётчика, собирается ловить шпионов. И Вовка с досадой
думает о том, почему взрослых так волнует введение продовольственных карточек:
до еды ли в такую пору!
А потом мальчик видит зарево над Бадаевскими
складами, которые разбомбили фашисты. Это – первая точка отсчёта в череде
страшных голодных месяцев.
Вовка худеет и слабеет. Они с мамой в
основном лежат под одеялами – нет сил ходить, да и калории зря тратить нельзя.
Только иногда, когда особенно донимает голод, они пьют экстракт – воду,
настоянную на хвое. Впрочем, зубы всё равно шатаются.
Удивительно, но голод – не главное в
книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода. Вовка
с другом спасают женщину, замерзающую на льду Невы. Они несут последнее родным,
еле живые от голода. Они, совсем ещё не взрослые, никогда не крадут и не отнимают
еду. Едва оправившись и отставив в сторону тросточки, с которыми ходили, они
начинают помогать тем, кому тяжелее.
Героиня книги Эллы Фоняковой – девочка Лена из семьи
ленинградских интеллигентов. В 1941-м году ей исполнилось семь лет.
Постепенно из капризной «малоежки» Лена
превращается в человека, который радуется любой еде – даже студню из столярного
клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в
кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное
чувство голода.
Но это трудно, очень трудно, и не всегда
это получается. И Лена вспоминает самый горький свой хлеб – съеденную тайком
родительскую пайку. Нет, её никто не ругал, мама даже сунула в руку девочке
оставшийся кусок. Но этот стыд, эта боль запомнились навсегда.
А потом – картинки блокадной жизни.
Новый год – тесным и дружным кругом, ради которого все откладывали по крошечке,
отрывали от своей скудной дневной нормы. Или удивительный рассказ о картошине,
которую по счастливой случайности нашла мама Лены и принесла дочке, и как все
отщипывали себе по микроскопическому кусочку – для вида, оставляя драгоценное лакомство
истощённой девочке.
Всё это описано просто, без пафоса. Это
такая жизнь – повседневная, трудная, военная, блокадная.
Повесть Сергея Арсеньева «Ленка-пенка» написана
как дневник. У девочки были мама, папа, два брата. У неё было детство. А потом
все кончилось.
Лена не ходила в атаки. Она не стреляла
во врагов. Она не добывала с риском для жизни разведданные. Она не минировала
мосты. Она даже не работала. Она вообще ничего не делала. Только сидела в тылу
и ждала, пока другие всё сделают за неё. Чтобы победить, ей достаточно было выжить.
Выжить в тылу, не на фронте. Всего лишь выжить. Это ведь так просто, верно? Верно?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий